Меню

Встречают по одежке

19.06.2023 | Виртуальные выставки | Центральная городская библиотека имени А.М. Горького


Встречают по одежке

Предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку, посвященную коллекции кукол в народных костюмах. Книги представлены из фонда отдела редких книг Центральной городской библиотеки им. А. М. Горького.


63.5

К89

Куклы в народных костюмах : журнал : 16+ / [при участии Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН]. - Киев : Де Агостини Паблишинг, 2013, № 51. - 23 с. : Чукотский зимний костюм:  цветные иллюстрации + 1 кукла. 


Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою, подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую; детскую; молодежную; мужскую; женскую; стариковскую; ритуально-похоронную.

Основой женского костюма является меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами. Именно он и одет на кукле. Это уникальный меховой комбинезон, по-чукотски его название означает – одежда, ласкающая кожу. Носят керкер только женщины.


63.5

К89

Куклы в народных костюмах : журнал : 16+ / [при участии Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН]. - Киев : Де Агостини Паблишинг, 2016, № 53. - 23 с. : Летний костюм Иркутской губернии : цветные иллюстрации + 1 кукла.  


По происхождению элементы семейского костюма можно условно разделить на три части: приобретенные во время жизни староверов в Речи Посполитой и заимствованные у ближайших соседей — коренных русских сибиряков и бурятов после переселения в Забайкалье.

Русские мотивы в костюме семейских доминировали, это прежде всего яркие цвета нарядов и обилие узоров, дутые бусы и бисерные гайтаны, живые и искусственные цветы, а также птичьи перья, которыми украшали женские головные уборы.

Основной тип сарафана у семейских - прямой на лямках. Бытовал и косоклинный. Сарафаны обычно имели спереди шов.

Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, его ткали из шелковых или бумажных ниток, в старину - из шерсти.

Пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. Пояса были многоцветными, в 6-7 цветов. Фон разбивался на продольные цветные полосы, по которым располагался узор.

Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили разные необходимые вещи - деньги, носовой платок, напёрсток.



63.5

К89

Куклы в народных костюмах : журнал : 16+ / [при участии Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН]. - Киев : Де Агостини Паблишинг, 2014, № 55. - 23 с. : Девичий костюм Астраханской губернии : цветные иллюстрации+ 1 кукла. 


Венок из цветов и трав, который обычно девушки плели на Троицу и Ивана Купалу. Рубаха бесполиковая. Рукава украшены вышивкой крестом с цветочным орнаментом. Красный пояс — одна из обязательных составляющих женского народного костюма. Его носили не только для красоты, но и в качестве оберега от нечистой силы. Сарафан на лямках из темно-синего холста с набивным рисунком.


63.5

К89

Куклы в народных костюмах : журнал : 16+ / [при участии Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН]. - Киев : Де Агостини Паблишинг, 2014, № 63,  - 23 с. : Праздничный костюм крымской татарки : цветные иллюстрации+ 1 кукла.


Праздничная одежда богато украшена золотым шитьем, тесьмой.

Особое внимание крымские татарки уделяли украшениям головы. Головным убором считалась бархатная, обычно бордового цвета шапочка (фес), вышитая золотом или серебром, иногда украшенная мелкими монетами и покрытая круглой с узорами отделкой золотого цвета. Поверх фески одевался тонкий длинный шарф белого цвета (баш марама) из кисеи, вышитый по краям.



63.5

К89

Куклы в народных костюмах : журнал : 16+ / [при участии Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН]. - Киев : Де Агостини Паблишинг, 2014, № 69, - 23 с.  : Летний костюм Вятской губернии : цветные иллюстрации+ 1 кукла.


Девичий костюм Вятского уезда состоит из рубахи, сарафана, передника, вязаного пояса, нижних юбок. Основу костюма составляет длинная рубаха. Вятская рубаха составная, прямого покроя. Её верх – воротуха – из тонкой отбеленной льняной ткани. Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником-фартуком, который завязывали на талии.


Под сарафан было принято надевать по нескольку юбок. Юбки шили из домотканого гладкоокрашенного полотна или яркой многоцветной пестряди, или из шерсти домашней работы. Юбки шили из нескольких прямых полотнищ, собранных под обшивку: спереди – в небольшие защипы, с боков и сзади – в густые сборки. Подолы юбок, видневшиеся из-под сарафанов, завершали праздничный наряд.


63.5

К89

Куклы в народных костюмах : журнал : 16+ / [при участии Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН]. - Киев : Де Агостини Паблишинг, 2014, № 65. - 23 с. : Удмуртский женский костюм: цветные иллюстрации+ 1 кукла.


Женский костюм северных удмуртов - один из наиболее древних типов одежды жителей Урало-Поволжья. Отличительный признак этого наряда — преобладание белого цвета в сочетании с красной отделкой. Обязательную часть женского костюма — рубаху — шили из белого домотканого холста. Ткани для праздничной и свадебной одежды по нескольку раз выдерживали на сильном морозе, отчего они приобретали особую, светящуюся белизну. Рукава рубахи обильно украшали ткаными или вышитыми узорами, нередко в виде широких поперечных полос, между которыми оставались просветы белой ткани.


Назад